Прием в школу
Готовность к школе
Когда ребенку исполняется 6-7 лет, у всех родителей возникают одни и те же вопросы: готов ли он к обучению в школе, сможет ли он учиться в школе без осложнений?
Готовность ребенка к школьному обучению определяет школьная зрелость. На сегодняшний день в детской психологии наиболее распространена такая точка зрения: для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью.
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются способность управлять своими действиями, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними, развитое логическое запоминание, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки.
Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости. Эмоционально зрелый ребенок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно.
Социальная, или коммуникативная, зрелость - это, прежде всего, сформированность у ребенка потребности общаться с другими детьми, подчиняться обычаям и интересам детских групп. Социально зрелый ребенок понимает и принимает правила школьной жизни: знает, как вести себя в школе; когда надо садиться за парту, а когда можно и порезвиться.
К сожалению, при подготовке ребенка к школе и при определении уровня его школьной зрелости основное внимание уделяется лишь интеллектуальному уровню развития ребенка. "Он у нас столько знает! Что же ему сидеть дома?" - можно часто услышать от родителей. Это ошибочное мнение. Ребенок может знать все созвездия галактики, но не знать, на какой улице живет; может выучить наизусть весь энциклопедический словарь и свободно пользоваться компьютером, но совершенно не уметь общаться со сверстниками. А ведь недостаточная эмоциональная и социальная зрелость, недостаточное овладение навыками общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми могут стать одной из главных причин неудач ребенка в школе. Представьте себе, насколько тяжело будет малышу, который не умеет и не хочет общаться с другими детьми, стесняться учительницы, не может спросить ее, если что-то не понимает.
Несколько рекомендаций по повышению уровня школьной зрелости ребенка.
При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать его интерес к окружающему миру. чаще водите ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки. Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях, а сами заинтересованно выслушивайте такие рассказы. Проявляйте внимание к тому, что говорит ребенок, отвечайте на все его вопросы. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте его о содержании прочитанного.
Для повышения уровня развития мышления и речи используйте различные развивающие игры, которые вы можете найти в книгах, посвященных интеллектуальному развитию ребенка, и многочисленных детских журналах.
Для развития образных представлений большое значение имеет любая творческая деятельность ребенка (рисование, лепка, вырезание из бумаги, бисероплетение). Эти же виды деятельности необходимы и полезны для развития мелких движений руки, так необходимых для овладения письмом.
При недостаточной сформированности положительного отношения к школе и учебной мотивации уделяйте больше внимания в играх и общении с ребенком элементам "школьной жизни". Рассказывайте малышу о школе, проигрывайте ситуации уроков, поощряйте игру "в школу" с куклами или другими детьми. Но не стоит требовать от ребенка строгого соблюдения в игре всех правил и атрибутов "школьной жизни", а уж тем более наказывать за их нарушение. Это может повлечь не только нежелание играть, но и формирование стойкого негативного отношения к школе и всему, что с ней связано.
Советы психолога
О детской тревожности
Переход ребенка к школьному обучению часто связан с повышением уровня тревожности малыша. Новый коллектив сверстников, необходимость взаимодействовать с учителями, пребывание в состоянии постоянной ситуации оценивания со стороны учителей и одноклассников - все это заставляет ребенка беспокоиться, волноваться за собственный престиж и школьные успехи.
К сожалению, школьная тревожность детей сегодня очень распространена, и количество детей, тревожащихся по поводу различных аспектов школьной жизни, постоянно увеличивается. "Ты опять ничего не знаешь!", "Ты сделал это хуже всех в классе?!" - так часто родители подчеркивают неудачи своего ребенка, ругая его за каждую допущенную оплошность, тем самым формируя и закрепляя у малыша чувство тревожности. А ведь главный козырь взрослых в общении с тревожными детьми - это терпение и тактичность. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении личности такие оценки вообще недопустимы.
Застенчивость в младшем школьном возрасте.
Застенчивость - это черта и, наверное, одна из распространенных причин, затрудняющих общение, особенно у детей-первоклассников. "А правильно ли сделаю, если поступлю так? А может быть, сделать по-другому?" - думает застенчивый ребенок. Он испытывает неуверенность в собственной состоятельности, это ведет к недооценивают себя, а иногда и к самоунижению. Часто застенчивость ребенка с возрастом проходит, но большинству детей все-таки необходима помощь со стороны взрослых. Вот несколько советов, которые помогут родителям строить свои взаимоотношения с застенчивыми детьми:
- расширяйте кругозор общения вашего ребенка;
- постоянно подчеркивайте преимущества и полезность общения с другими людьми;
- будьте тактичны по отношению к своему ребенку, не заставляйте его разговаривать с человеком, если он не хочет;
- укрепляйте у ребенка уверенность в своих силах, чаще хвалите его, поощряйте даже малейшее улучшение;
- привлекайте ребенка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением.
Об эмоциональной неуравновешенности
Прямым следствием высокой тревожности может быть эмоциональная неуравновешенность. кто из родителей не сталкивался с безудержным выражением эмоций малыша? Безостановочный хохот или поток слез... как все это нам знакомо, не правда ли ? Очень часто эти проявления эмоциональной неуравновешенности обостряются именно с поступлением ребенка в школу. Ребенок стремится стать взрослым, участвовать в жизни взрослых, но делает это не вполне адекватными способами. Часто он просто не знает, как можно проявить себя в новом "взрослом" качестве, отсюда "бесконечные" истерики, приступы безудержного смеха и другие подобные реакции. Мы же, взрослые, стремимся всячески подавить эти проявления и используем для этого чаще всего крик, упреки, наказания. В итоге еще недавно такой искренний и непосредственный ребенок сталкивается со стеной непонимания и, как следствие, все больше отдаляется от родителей.
Рекомендации, которые помогут наладить взаимодействие с беспокойным ребенком:
- во время проявления сильных эмоций постарайтесь отвлечь ребенка. Для этого вы можете предложить ему какое-нибудь интересное занятие, задать неожиданный вопрос;
- во время приступа подведите ребенка к зеркалу и покажите, как некрасиво выглядит тот, кто кривляется или рыдает;
- во время приступа не читайте нотаций ребенку - он все равно вас не слышит;
- старайтесь не запрещать в категорической форме ребенку делать то, что он хочет, а вместе обсуждать и решать, можно ли себя вести так, как он желает;
- старайтесь всегда внимательно выслушивать малыша. Если вы не слышите его, он тоже не будет слышать вас.
Маленькие непоседы
Одной из наиболее распространенных проблем, с которыми родители обращаются к психологам, является непоседливость, неуравновешенность ребенка вовремя уроков. Речь идет о гиперактивных детях. Таких детей бесполезно призывать к "хорошему поведению" с помощью крика и упреков. Старайтесь чтобы ребенок поменьше смотрел "агрессивные" телепередачи, мультфильмы. Пусть дома почаще звучит медленная спокойная музыка, на фоне такого сопровождения желание бегать и кричать часто отпадает само собой. Во время игры чередуйте различные виды деятельности: после активной игры должен быть спокойный отдых, а о том, что пора заканчивать играть, гулять, пусть сообщит не взрослый, а будильник. Старайтесь не переутомлять ребенка, чаще делайте паузы во время выполнения домашних заданий или активных игр.
О детской агрессивности
Агрессивность - довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста, особенно среди первоклассников. Что происходит с ребенком в этом возрасте? Родители начинают относиться к нему уже не просто как к ребенку, а как к школьнику. И оцениваться ребенок начинает исходя из его успехов в школе. У малыша возникает сопротивление, желание, чтобы все было как прежде. И неудивительно, что именно в этот период многие дети начинают выдавать агрессивные реакции: грубить, отказываться выполнять требования взрослых, очень нервно реагировать на замечания.
Что можно порекомендовать родителям, чтобы избежать усиления агрессивности ребенка?
Не проявляйте при ребенке признаки агрессии, не ссорьтесь с близкими. Старайтесь решать все возникающие проблемы мирно, слушайте и уважайте ребенка. Помните, что запреты и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите заняться ему чем-то интересным. Если вы чувствуете, что ребенок вот-вот "взорвется", дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты: поколотить подушку, нарисовать человека или предмет, который разозлил его. Такой способ вымещения гнева будет реально способствовать снижению агрессивности ребенка в настоящий момент и поможет ему стать более спокойным в общении с другими детьми. Попытайтесь понять причины агрессивности вашего ребенка. Лишь сделав это и устранив источник стресса, вы можете надеяться что агрессивность удастся преодолеть.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Пожалуйста, помните, что дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными интеллектуалами, спортсменами, музыкантами - они должны быть просто детьми. И наши дети должны быть уверены: мы их любим и будем любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, успешно или не успешно учатся в школе.